Методика Обучения Маленьких Детей Английскому Языку

0

Данная Методика Обучения Детей Английскому Языку обобщает мой опыт раннего обучения своих детей в условиях языкового погружения или, точнее сказать, искусственно созданного билингвизма. Эта статья представляет перечень методических рекомендаций, без выполнения которых невозможно добиться успеха в развитии языковых навыков ребёнка-билингвы.

Нужно сказать, что в моём понимании раннее обучение малышей английскому языку не является обучением как таковым. Прежде всего, это – естественное общение, такое, как на русском. Но это общение включает некоторые элементы систематизации, которые гарантируют устойчивое развитие навыков английской речи у ребёнка в условиях искусственно созданной языковой среды, что и присуще обучению.

Каковы же основные принципы Методики Раннего Обучения Детей Английскому Языку?

1.Прежде всего нужно определиться, какой язык будет более приоритетный для Вас и Вашего малыша (обычно это язык той страны, в которой живёт семья), так как не все малыши могут осваивать оба языка одинаково успешно. И на начальном этапе, если ребёнок ещё не говорит, нужно обеспечить бОльшую часть общения на этом языке. Для второго языка можно оставить пару часов в день активного общения, игр. Когда ребёнок начнёт говорить, просите его называть слова не только по-русски, но и по-английски. В последствие к трём-пяти годам при условии соответствия речевого развития русского языка возрасту нужно увеличивать объём общения на втором языке.

Если кто-то из родителей поздно начал говорить (после двух лет), или у ребёнка есть какие-то осложнения по неврологии, нужно быть готовым к тому, что этот малыш заговорит поздно. Не нужно торопиться увеличивать объём английского языка до того момента, пока он не заговорил, будь-то два или три года. И потом делать это постепенно, с оглядкой на развитие его русской речи (произношение слов, составление фраз, простых предложений, а позже и более сложных).

С ребёнком, который в год уже начал лепетать, можно быть смелее, уделяя английскому полный день.

Поэтому, следуя принципу «Не навреди», схема работы с английским языком вырисовывается следующая. До года второму языку лучше уделять пару часов в день. Если вскоре после года ребёнок начинает говорить, то общению на английском можно уделять полный день, в противном случае всё остаётся в прежнем объёме, до того момента, пока малыш не заговорит. И только после того как он начинает активно произносить разные слова по-русски, можно несколько увеличить объём информации на английском языке.

2.В основе моей методики лежит обучение через языковое погружение. Ключевой момент состоит в том, что ребёнок осваивает английский язык через наглядные материалы и ситуации интуитивно без перевода, как родной. В последствие благодаря этому малыш может думать и общаться на двух языках.

Оговорюсь, это несложно реализовать для малышей до двух-трёх лет. После этого возраста уже сложнее начинать вводить иностранный язык без перевода. Конечно, это возможно, но потребует от родителя немало сообразительности. Поэтому в начале ознакомления с новыми понятиями можно вводить их на русском, а потом на английском, постепенно убирая дублирующую русскую речь.

3. Однако для имитации языкового погружения этого не достаточно. Нам необходимо  создать у малыша ощущение языковой среды. Как этого достичь? Ребёнок должен иметь возможность слышать английскую речь из разных источников.
методика группа кортинок Первый – это родители или один из них.
Второй – телевидение. Ребёнок может смотреть мульфильмы на английском языке.
Третий –  песенки, стишки и сказки в mp3 формате, озвученные профессиональными английскими актёрами.
Четвёртый – игрушки, «говорящие» по-английски. Узнать, что это могут быть за игрушки, можно из статьи «Что нужно для Эффективного Обучения Малышей Английскому Языку».
Пятый – это зарубежные обучающие компьютерные диски, соответствующие возрасту малыша.
Шестой – это «немые» предметы, но которые имеют жёсткую ассоциацию с английским языком. Например, книги, которые вы читаете только по-английски, или игры, в которые Вы играете с малышом, разговаривая только на английском. Это очень важная составляющая вашей языковой среды, так как она влияет на развитие речи ребёнка и его мышления на английском языке. Во время самостоятельных игр с этими предметами малыш будет использовать тот язык, который используете Вы. Он будет проигрывать любимые ситуации снова и снова, совершенствуя свои языковые навыки.

4. Следующий по важности принцип моей методики раннего обучения детей английскому - Cитуативное Разделение. Наше общение с малышом можно условно разделить на различные жизненные ситуации. Поэтому мы можем прорабатывать лексический материал по каждой из них, охватывая все сферы общения, и, планомерно расширяя языковые навыки. Например, прогулка в лесу летом, прогулка в лесу зимой, купание, приём пищи, посещение зоопарка,  игра в лото, туалет, чтение сказки о трёх поросятах, чтение сказки про козу и семеро козлят и т.п. Ситуативное разделение помогает тщательнее «прорабатывать» лексический материал, расширять его, и систематизировать наше обучение-общение на английском языке. Если же мама не имеет достаточных разговорных навыков, она может каждую ситуацию разбить на небольшие части, микроситуации (как ей удобно). И каждую часть обговаривать отдельно, постепенно наращивая объём информации. В своём курсе «Английский для Мам и Малышей» я уже подготовила для Вас набор таких микроситуаций.

5. Заинтересованность. методика1 Нужно сделать общение с ребёнком на английском увлекательным. Всё, что Вы делаете на английском языке, должно вызывать его интерес. Чем бы Вы не занимались, не затягивайте. Обязательно закончите, как только заметите первые признаки того, что внимание малыша рассеивается, до того как он сам откажется продолжать занятие. Это позволит оставить положительный эмоциональный след от занятия и сохранить интерес для следующего раза. Со временем русская среда начнёт оказывать подавляющее действие на английский, и ребёнок поймёт, что можно обойтись и без него. В этот период любимые книги, фильмы  и игры поддержат его интерес к английскому языку, как средству получения желанной информации. Когда ребёнок подрастет, Вы сможете находить книги и фильмы, соответствующие его возрасту, чтобы сохранить его интерес. Таким образом, соблюдение данного пункта моей методики обучения – это гарантия того, что Ваши усилия не пропадут даром.

6.Похвала. Любой ребёнок стремится соответствовать желаниям своих родителей. Доброй улыбкой, ласковым поглаживанием по головке, важным пожатием ручки или похлопыванием по спинке мы даём малышу эмоциональный сигнал, что он всё делает правильно. Он сказал первое слово по-английски? (Неважно, если не совсем правильно) Он показал игрушку, которую Вы искали? (Нестрашно, если не с первого раза) Он попросился на горшочек? (Ну и ладно, если не успел и не добежал). Похвалите его и объясните, как надо сделать, в следующий раз он будет стараться оправдать Ваши ожидания.

7. Повторяемость – это принцип надёжного усвоения любого материала, и моя методика обучения детей английскому не исключение. Необходимо изо дня в день в некотором объёме повторять уже усвоенный материал. И не обязательно это делать в специально отведенное время, можно напомнить малышу какую-нибудь ситуацию или сказку во время прогулки, приёма пищи или перед сном. Это первый момент. А второй момент заключается в том, что малыш только тогда получает пользу от какой-то информации и усваивает её, если у него есть возможность многократного восприятия. Один, два, пять раз не принесут никакой пользы. Заметьте, маленькие детки часто просят рассказать им одну и ту же сказку или тычут пальчиком в одну и ту же картинку, чтобы тридцать пятый раз услышать любимое пояснение, или просят повторить понравившееся действие. Поэтому если Вы читаете малышу сказку, то Вы должны дать ему возможность прослушать её много дней подряд. А возможно, и прочитать несколько раз подряд, если он просит. Совершенно бессмысленно менять книжки каждый день. Они не принесут своей пользы малышу.

8. Постоянство. Если Вы начали обучение Вашего малыша английскому языку по данной методике, не бросайте. Если по каким-то причинам Вы не двигаетесь вперёд, ничего страшного, главное — ежедневно частично повторять уже усвоенный материал. В дошкольном возрасте информация очень быстро запоминается, но без постоянного её использования, она также быстро и, что самое обидное, совершенно бесследно уходит.

9. Планирование и дозирование нового материала. Зачем? Во-первых, система дисциплинирует. Во-вторых, было бы хорошо представлять, какой лексический запас у Вашего малыша, чтобы контролировать его соответствие возрасту.

Я составляла план на месяц. Это достаточно длительный период, для того чтобы обеспечить надёжное усвоение нового материала. Например, если Вы ещё не читаете книжки, можно набросать список слов (глаголов – по любимым действиям, существительных – по игрушкам и предметам, и список прилагательных, описывающих эти действия и предметы). Если Вы уже читаете, наметьте, какие книжки Вы будете читать, в какие игры играть. Можно составить список слов, которые Вы планируете «отрабатывать». Под понятием «отрабатывать» я подразумеваю беседу с Вашим малышом по прочитанной книжке или по выбранной теме, широкое использование этой лексики в других ситуациях: в гостях, во время купания т.д.

Количество слов должно быть такое, чтобы ребёнок успел их все очень хорошо освоить за установленный период времени. Если вдруг план не выполнили, перенесите оставшееся на следующий период.

10.  Не смешивайте в одном предложении русскую и английскую речь (только если это не является необходимостью для сохранения особого смысла), чтобы не давать ребёнку повода сформировать такую губительную привычку, губительную для обоих языков. А ведь именно смешивание языков происходит в популярных стишках-договорках. Подробности в статье «Стихи-договорки: Польза или Вред?»

11. Если ребёнок уже заговорил, при общении с ним старайтесь больше использовать в Вашей речи те слова и грамматические конструкции, которые Вы хотите, чтобы он усвоил на данном этапе. Например, если Вы хотите, чтобы он понял, как строятся так называемые tag-questions, используйте их в своей речи, и через некоторое время Вы услышите аналогичные вопросы от ребёнка. Конечно, в идеале Ваша речь должна быть разнообразной и давать Вашему ребёнку образцы различных грамматических структур.

12. Первый просмотр фильма или мультфильма  должен быть Ваш совместный с ребёнком. Подробнее об этом аспекте в статье «Мультфильмы на английском языке для малышей».

13. Чтение – мать учения. Обязательно нужно научить ребёнка читать на английском языке, что произойдёт никак не раньше пяти лет. Поэтому по важности использования самостоятельное чтение находится в далёком 13 пункте списка принципов методики обучения маленьких детей английскому языку. Обучение чтению на английском языке нельзя совмещать с обучением чтению на русском. Некоторые дети, у которых хорошо развит фонетический слух, могут одновременно начать учить буквы русского и английского алфавитов. Так произошло с моей Катюшкой. Но она начала хорошо читать на английском языке в шесть лет, на год позже, чем на русском. Другие дети, которые не могут правильно разделить слово на звуки, при одновременном введении русского и английского алфавита могут начать путаться, поэтому лучше эти два процесса разнести во времени.

Спустя полгода — год, как ребёнок начал читать по-русски и уже может уверенно составлять слоги, можно начинать готовить его к чтению на английском языке. Читая, ребёнок сможет сам поддерживать свои языковые навыки, это особенно важно в критическом подростковом возрасте. Если Вам интересны некоторые советы по вопросу, как научить ребёнка-билингва читать по-английски, посмотрите статью «Как Обучать Чтению на Английском Детей-Билингв?»

14. Нужно слушать, изучать своего малыша, наблюдать за его развитием. У каждого ребёнка есть свои особенности. Если у Вашего малыша недостаточно развит фонетический слух, можно добавить логопедические игры. Каждый ребёнок индивидуален, нужно быть внимательным, анализировать развитие языковых навыков своего малыша, они должны соответствовать возрасту, если есть проблема  – нужно скорректировать обучение-общение. Пугаться этого не стОит, ведь многие дети, воспитываясь в обычных моноязычных русских семьях, тем не менее, нуждаются в помощи логопеда.

Важно для родителей детей, изучающих английский15. Для тех, кто владеет английским свободно. Независимо от того, какую схему общения Вы выберете («Один родитель – один язык» или нечто другое), нужно оценивать, сколько суммарно ребёнок находится в английском окружении, и сколько в русском. Преобладание английского языка может быть чревато некоторым отставанием в развитии русской речи, что может усложнить общение Вашего ребёнка со сверстниками. По этой причине некоторые лингвисты выступают против раннего обучения иностранному языку. Подробнее об этом  в статье «Нужно ли бояться Раннего Обучения Английскому и Билингвизма?»

И последнее. Никакая самая совершенная методика обучения детей английскому языку не принесёт успеха, если ребёнок не чувствует себя психологически комфортно. Будьте в добром расположении духа, не завышайте планку, не требуйте от ребёнка многого. Помните, что сказал святой Филарет митрополит Московский «Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно…»  Радуйтесь каждому слову, которое малыш запомнил или сказал. Грамотно общайтесь с ним, и он несомненно порадует Вас своими успехами.

Прокомментировать статью

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *